понедельник, 21 марта 2016 г.

Как решать задачу?

Ваши лучшие пять друзей: ЧтоПочемуГдеКогда и Как. Если вам нужен совет, обратитесь к Что, обратитесь к Почему. Обратитесь к Где, Когда и Как — и больше ни к кому не обращайтесь.
как решать задачу

Недавно я вспомнила о существовании замечательной книги  «Как решать задачу» («How to Solve It») известного американского математика Д. Пойа. И вспомнила неспроста.

Решая математические задачи вместе с сыном, я стала замечать, что после прочтения условия сложной задачи, или задачи с непривычной, незнакомой формулировкой  Максим теряется, боится приступать к решению. Как укрепить уверенность в своих силах, научить искать знакомое в новом, неизвестном? И, наконец, как научить ребенка не сворачивать перед трудностями и достигать поставленной цели?

Пойа в своей книге дает не только педагогический, но и психологический анализ проблемы решения задачи и предлагает определенную общую методику обучения решению задач.

Начав заниматься с сыном математикой я поняла, как важно любому ученику иметь наставника, который нащупает тот баланс, когда ты не решаешь задачу вместо  его, а направляешь, подталкиваешь, помогаешь самостоятельно получить положительный результат. А это в дальнейшем укрепит уверенность ребенка в своих силах.
Если вы обращаетесь к самому себе с этими вопросами и советами, правильно пользуясь ими, — они могут помочь вам решить вашу задачу. Если вы обращаетесь с теми же вопросами и советами к одному из ваших учеников, — вы можете помочь ему решить эту задачу.
Д. Пойа "Как решать задачу"
Прочитав книгу "Как решать задачу" я поверила ей на все  100%, каждая мысль перекликалась с опытом и наставлениями моей бабушки - Лукашенок Марии Александровны. Это самый авторитетный для меня человек, учитель, друг. Именно бабушка научила меня любить математику, увлекаться решением задач и видеть красоту математики. Бабушка говорила: для усвоения любого навыка решения той или иной задачи нужно просто "набить руку". Не бойся, пробуй, решай, ошибайся и снова ищи решение.

Книга разделена на три части:
  • Первая часть, называется "В классе" содержит 20 пунктов, разъясняющих "главные части"и "главные вопросы" таблицы.
  • Вторая часть - "Как решать задачу" написана в форме диалога: немного идеализированный учитель отвечает на короткие вопросы немного идеализированного ученика.
  • Третья часть «Краткий эвристический словарь» Некоторые статьи «Словаря» весьма тесно связаны с первой частью, которую они дополняют дальнейшими иллюстрациями и более специальными комментариями. Остальные статьи несколько выходят за рамки первой части, разъясняя основные принципы, лежащие в ее основе. К третьей части нужно обращаться за справками, особенно в процессе решения задач, что принесет несомненную пользу и ученику и учителю.
Умение решать задачи есть искусство, приобретающееся практикой, подобно, скажем, плаванию. Мы овладеваем любым мастерством при помощи подражания и опыта. Учась плавать, вы подражаете другим в том, что они делают руками и ногами, чтобы держать голову над водой, и, наконец, вы овладеваете этим искусством при помощи упражнения. Учась решать задачи, вы должны наблюдать и подражать другим в том, как они это делают, и, наконец, вы овладеваете этим искусством при помощи упражнения.
Д. Пойа "Как решать задачу"



Повествование книги сосредоточено вокруг таблицы вопросов и советов:
как решать задачу
Бумажную книгу Пойа я никогда не видела, с удовольствием бы купила. Пользуюсь электронной версией в формате pdf.  Можете без проблем скачать ее  в сети.

«Эту увлекательную книгу должен прочитать каждый студент, каждый ученый, а особенно каждый учитель» - говорит Пойа, от себя могу добавить: книгу «Как решать задачу» должен прочитать каждый родитель.
Успехов вам всем, любите математику  - ведь это так просто!

Комментариев нет:

Отправить комментарий